Изменения в 54-ФЗ: какой будет ККМ в 2017 году

Контрольно-кассовая машина

3.07.2016 г. был подписан Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральный закон № 54 от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Какие новшества при работе с контрольно-кассовыми машинами (ККМ) повлечет за собой принятие этого нормативного акта, и какие санкции грозят тем предпринимателям, которые не будут исполнять предписанные им обязательства?

Сейчас для ФНС России главная задача заключается в том, чтобы обеспечить плавный переход и разъяснить налогоплательщикам порядок перехода на новые рельсы.

Речь идёт о том, что с 1 февраля 2017 г. организациям и ИП нужно будет переходить на онлайн-кассы. Пользователи ККТ могут применять кассовые аппараты до 1 июля 2017г. , если они были зарегистрированы до 1 февраля 2017 года. Те кто работают в трудно доступных местностях  смогут не использовать интернет-кассы. Такие местности указываются в перечне, утверждённом органом государственной власти. Предприниматели использующие упрощённую систему налогообложения обязаны применять ККТ. Все кассовые аппараты, которые будут работать по новым правилам, должны будут обеспечивать передачу информации о расчетах. Это потребует модернизации действующего парка кассовой техники. Для осуществления регистрационных действий в новом порядке, в отличие от действующего, не потребуется идти в инспекцию и физически предоставлять кассу для осмотра. В новом порядке зарегистрировать, перерегистрировать или снять с регистрационного учета кассовый аппарат можно будет удаленно – в сети «Интернет» через кабинет ККТ на сайте Налоговой службы.

В качестве операторов фискальных данных могут выступать любые организации, которые будут соответствовать установленным требованиям, в том числе, например, обслуживающий владельца кассы банк, оператор электронного документооборота, или телекоммуникационная компания. Это позволит создать предпринимателю максимально комфортные условия с одновременным снижением стоимости услуг и повышением их качества.

Новые бланки строгой отчётности фактически ничем не будут отличаться от интернет-чеков. Согласно закону и чеки, и бланки строгой отчетности изготавливаются контрольно-кассовой техникой, содержат фискальный признак и передаются в электронной форме в налоговый орган.

Информация о чеках будет хранится как у Налоговой службы, так и в фискальном накопителе кассового аппарата. Покупатель сможет найти свой чек с помощью соответствующего сервиса на сайте Налоговой службы или воспользовавшись бесплатным мобильным приложением. Важно, что новая технология дает гражданину дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности не только получить электронный чек, но и самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через соответствующее мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в Налоговую службу.

В связи с тем, что информация о расчетах становится доступной для пользователя ККТ, налоговых органов и покупателя, стала очевидной необходимость разработки ряда программных продуктов, в том числе для мобильных устройств.

Один из них — мобильное приложение покупателя, которое мы разрабатываем в первую очередь для проверки кассовых чеков.

Мобильное приложение покупателя — инструмент гражданского контроля. Оно позволит покупателю проверить чек ККТ, а затем по своему усмотрению распорядиться им, например, сохранить для собственных нужд или переслать в налоговый орган, если выявлены какие-либо нарушения.

В приложении есть функционал по формированию и считыванию QR-кодов. Это двухмерные цифровые коды, которые распознаются простыми техническими средствами практически любого мобильного устройства с соответствующим программным обеспечением. В QR-коде, например, могут содержаться данные о номере телефона или адресе электронной почты. Если QR-код печатается на чеке ККТ, то в него «помещается» основная информация о расчетах Такое решение позволяет сделать процедуру проверки чека простой и быстрой.

Чтобы перейти на новый порядок, необходимо:

  • снять с регистрации действующую ККТ;
  • модернизировать или приобрести новую ККТ;
  • заключить договор с оператором фискальных данных;
  • зарегистрировать ККТ через свой личный кабинет на сайте ФНС России nalog.ru.

И для работы ККТ по новому порядку необходим доступ в интернет.

Новый порядок ориентирован на всех участников процесса. Он обеспечивает:

  1. во-первых, транспарентность расчетов и полный учет выручки в целях налогообложения;
  2. во-вторых, комфортные условия ведения бизнеса за счет:
  • создания без контактной системы администрирования кассовых аппаратов;
  • кардинального снижения количества проверок предпринимателей ввиду создания среды доверия между нами: наша система видит все расчеты и в автоматизированном режиме говорит нам, на какие точки продаж нам нужно обратить внимание;
  • создания здоровых конкурентных условий: ведь если один предприниматель работает честно и платит все налоги, а второй обманывает государство, то второй получает нечестное конкурентное преимущество;
  • возможности применять личные телефоны и планшеты в работе кассы;

И в третьих, это качественно иной уровень защиты прав потребителя за счет предоставления ему возможности получить любой чек в электронной форме, сохранить его, а также проверить с помощью бесплатного и удобного мобильного приложения. Если чек не найдется, то в один клик можно направить жалобу .

Подведем итог.

С 1 июля 2017 года вы обязаны:

  1. Либо приобрести новую фискальную технику, либо доработать старую под новые требования.
  2. Зарегистрировать или перерегистрировать  ККТ в налоговой в режиме online.
  3. Заключить договор о обработке фискальных данных с одним из ОФД (оператором фискальных данных).
  4. Обеспечивать исправную работу ККТ и передачу каждого чека в ОФД, который затем передает эти данные в налоговую. 
  5. Высылать клиенту чек в электронном виде или, по его требованию, выдавать бумажный.
  6. Раз в 15 месяцев производить замену блока фискальной памяти.
  7. Обеспечивать сохранность фискальных накопителей не менее 5 лет с даты их регистрации в налоговых органах.

Если Вам потребуется обеспечить доступ к интернету и настроить рабочие места, то наши специалисты готовы в этом помочь.

С уважением, Светлана.
Менеджер компании ООО «АйТи ПРОФ».
Телефон для заявок/вопросов: +7-4832-32-08-07.

14.09.2016